Как выбрать тренера по го?

  1. в прошлом году

    Выбор учителя (тренера) – непростая задача. Распространенной ошибкой, по моему мнению, является выбор тренера, основанный на его разряде (силе игры). Сильный игрок-любитель и сильный тренер – совершенно разные специалисты. Для того, чтобы хорошо играть, и для того, чтобы хорошо учить играть, требуются разные способности, знания и умения. Сильный игрок-любитель сосредоточен на совершенствовании своей игры. Тренер специализируется на обучении – на подготовке сильных игроков.

    Чем же отличается квалифицированный тренер от сильного игрока? И как все же выбрать того, кто способен научить?
    Высказывайте свои мнения. Позже и я выскажу свое. Возможно, сообща и отыщем истину.

  2. Олег Попов

    21 Дек 2016 Москва 2 кю РФГ/КГС

    Один из критериев, видимо -- достижения учеников тренера.
    Ещё один -- атмосфера, которую тот создаёт на своих занятиях. Одним нужно ощущение семьи, задушевные беседы о мироздании и причастность неведомым тайнам вселенной. Другим -- жесткая спортивная гонка и дисциплина.

  3. 1. Согласен, результаты учеников важны, но нередко у тренеров неравные возможности. У одних в силу разных причин учеников мало, причем приходят в го не лучшие и, как следствие, мало шансов воспитать сильного игрока. У других большой выбор учеников, причем приходят одни из лучших. Поясню такое мнение на странном, на первый взгляд, факте: почему лучшие игроки России появились не в Москве? Ведь в столице, естественно, собраны лучшие умы и много богатых родителей готовы оплачивать обучение. Но... 1) в столице самый широкий выбор: чему учиться и чем заняться. Поэтому все, или почти все, "лучшие" идут не в го, а в "солидное" - бизнес, политику, програмирование и т.д. 2) те, кто не имеет "высоких" целей, имеет огромный выбор видов развлечений, благо средств родителей в столице на это хватает.
    Иное дело - в провинциальных городах. Возможности войти в "элиту" мало, возможностей для перспективных и интересных дел - тоже. При небольших усилиях можно быстро оповестить большую часть населения о перспективах в го, а в условиях небольшой конкуренции, в способных учениках недостатка не будет. Поэтому, при равных профессиональных качествах тренеров, у "провинциалов" возможности выше. Возражения есть?

    2. Атмосфера - да, правильно подмечено. Но она - лишь часть профессиональных качеств тренера.
    Кто еще имеет мнения?

  4. Имеет значение способность чему-то научить не сферического коня в вакууме, а конкретного человека с его особенностями восприятия. Сюда же можно отнести умение найти тот баланс, при котором требовательность и порой жесткая критика мотивируют, но не отбивают желание.
    Так что "каждый выбирает по себе": тренер может вывести в даны меня, а некий Вася Пупкин из моей же группы застревает на уровне почти начинающих, но потом достигает дана уже под руководством другого.

  5. Да, согласен - очень важное качество тренера найти индивидуальный подход к каждому ученику. А для начала прежде суметь изучить особенности его личности. Не выявив недостатки ученика (а они иногда неявны, скрыты) можно допустить непоправимые ошибки. Был у меня такой прокол, не сумел я раскрыть талант одного ученика до его возможных успехов. Один из немногих талантов, которые попали ко мне (чисто случайно) Николай Г., обучался у меня, дважды стал призером чемпионатов Европы среди детей до 12 лет. Но буквально первая серьезная неудача в соревнованиях среди взрослых нанесла ему такой удар по самолюбию, что он почти перестал играть в соревнованиях, стал меньше заниматься и вскоре практически исчез из мира го (переключился на изучение химии, где достиг заметных успехов). Эта моя неудача как тренера, стала для меня уроком. Вывод: тренер должен быть образован и психологически.
    Какие еще качества важны тренеру?

  6. Олег Попов

    28 Дек 2016 Москва 2 кю РФГ/КГС

    Не думаю, что это в самом деле неудача. Возможно, в своей профессии, в данном случае химии, он достигнет большего именно благодаря мозговому тренингу, полученному от го. Не все должны становиться профессиональными спортсменами, согласитесь

  7. WinPooh

    28 Дек 2016 Москва 3k РФГ
    в прошлом году исправил WinPooh

    @Олег Попов Не думаю, что это в самом деле неудача. Возможно, в своей профессии, в данном случае химии, он достигнет большего именно благодаря мозговому тренингу, полученному от го. Не все должны становиться профессиональными спортсменами, согласитесь

    Можно придумать и обратный пример. Некто Адольф Шикльгрубер в 20-х годах встречает в Германии Эммануила Ласкера, узнаёт от него про игру Го, загорается энтузиазмом и уезжает для дальнейшего изучения предмета в Японию. Где благополучно и проводит остаток своей жизни, штудируя варианты тайся и надаре. PROFIT.

  8. Олег Попов

    29 Дек 2016 Москва 2 кю РФГ/КГС

    Пример обратный, но мой тезис он скорее подтверждает -- нам неизвестно, что является победой, а что поражением.
    Да и тезис-то, конечно, не мой %))))

  9. Оба примера подтверждают предположение (которое верно с большой вероятностью), что занятия го уж точно не вредны, а очень пойдут на пользу практически любому. Именно эту мысль (применительно к обсуждаемой теме) тренеру важно объяснить ученику (родителям).А также, параллельно с изучением го, тренер должен заботиться о здоровье ученика (физическом и психическом), а по возможности и нравственно-этическом. Так мы подходим к пониманию, что тренер еще и педагогом быть должен. Не слишком ли много ли от него требуется? :)

  10. в прошлом году удалено newbius
  11. Насчет "быть педагогом" - отчасти зависит от возраста. Взрослому с уже устоявшимися жизненными принципами это, возможно, и несущественно, достаточно совместимости этих принципов. А вот в случае детей - строго желательно. Речь, конечно, не о формальном наличии диплома, а о фактических навыках. Хотя насчет совместимости (в данном случае со взглядами родителей) - тоже нужно, чтобы не научил чему-то нежелательному (не вообще, а исключительно по их мнению). Если взрослый может как-то "фильтровать" то, что ему внушают, то для ребенка любое "перетягивание каната" со стороны важных для него людей - однозначно не на пользу.

  12. 11 мес. назад

    Значение педагогического воспитания существенно важнее при обучении детей, спору нет. Но в любом возрасте есть много направлений совершенствования. И тренер может подсказать и предложить что-то попробовать (медитацию, здоровое питание...), используя го в качестве инструмента (самопознания, развития личности...).
    А недавно я придумал, возможно интересную и новую идею в обучении го: что если в обучении ученика будут участвовать двое - профессиональный игрок и профессиональный тренер? Наверняка "дуэт" будет иметь заметные преимущества перед "одиночкой" (будь то игрок профи или тренер) - ведь от каждого из двух ученик получит то, что тот умеет делать лучше другого. Как считаете?

  13. Пока учитель на голову сильнее, не факт, что есть разница. А вот когда ученик догоняет или уже обошел, идея однозначно нравится. Тогда мастеру отводится роль эксперта и спарринг-партнера, а внимание учителя больше сосредотачивается на организационных и "околоспортивных" моментах.

  14. Олег Попов

    17 Янв 2017 Москва 2 кю РФГ/КГС
    11 мес. назад исправил Олег Попов

    мне одному кажется, что иметь на одного ученика двух преподавателей, профи и тренера, будет очень дорогое удовольствие?

  15. Надо полагать, речь идет об учебной группе, а то и о школе, где таких групп несколько. В этом случае двое ведущих - не так уж и жирно.

  16. Мы с Марией Захарченко (1-й про) решили попробовать - в качестве эксперимента. Задачи про: провести полную диагностику ученика (его сильные и слабые стороны и т.п.), последующая коррекция приоритетов по мере роста мастерства, игра с разбором. Задачи тренера: развитие необходимых качеств, подтягивание и устранение "слабых" мест, теоретическая подготовка. Помогите в совете: чем еще про может помочь в обучении лучше тренера?
    И есть ли замечания, советы по нашему сайту:
    Собираемся скоро открыть его.

  17. Бывшая ученица в роли мастера - однозначно плюс, при прочих равных совершенно другой уровень взаимопонимания.
    Лучше тренера - разве что в той самой теоретической подготовке, но только где-то с уровня дана. Точнее, в первую очередь - что появилось нового, а что из ранее считавшегося общепринятым опровергнуто и вышло из употребления.
    По сайту - навскидку просится форматирование позаимствованных статей (сейчас они сплошняком - без выделения заголовков и т.п.). Также, возможно, не помешают короткие примечания к некоторым содержащимся в этих статьях терминам го: если кому-то на сайте нужны правила игры, то без таких примечаний там будут непонятные места.

  18. Спасибо за советы, Вадим! Буду благодарен и за другие советы (например: на каких ресурсах стоит разместить ссылку сайта). Знаю группу "Пространство Го" в ВКонтакте, а где еще есть русскоязычные любители Го?

  19. Олег Попов

    3 Фев 2017 Москва 2 кю РФГ/КГС
    11 мес. назад исправил Олег Попов

    Ещё форум РФГ , я думаю, будет неплохим местом для вашей ссылки

  20. Спасибо! Если когда-то где-то будут организованы открытые онлайн-мероприятия (типа разбор партии или лекции) - сообщайте, мы с Машей попробуем поучаствовать.

 

или зарегистрируйтесь чтобы комментировать!