Как выбрать тренера по го?

  1. 10 мес. назад

    Выбор учителя (тренера) – непростая задача. Распространенной ошибкой, по моему мнению, является выбор тренера, основанный на его разряде (силе игры). Сильный игрок-любитель и сильный тренер – совершенно разные специалисты. Для того, чтобы хорошо играть, и для того, чтобы хорошо учить играть, требуются разные способности, знания и умения. Сильный игрок-любитель сосредоточен на совершенствовании своей игры. Тренер специализируется на обучении – на подготовке сильных игроков.

    Чем же отличается квалифицированный тренер от сильного игрока? И как все же выбрать того, кто способен научить?
    Высказывайте свои мнения. Позже и я выскажу свое. Возможно, сообща и отыщем истину.

  2. Олег Попов

    21 Дек 2016 Москва 2 кю РФГ/КГС

    Один из критериев, видимо -- достижения учеников тренера.
    Ещё один -- атмосфера, которую тот создаёт на своих занятиях. Одним нужно ощущение семьи, задушевные беседы о мироздании и причастность неведомым тайнам вселенной. Другим -- жесткая спортивная гонка и дисциплина.

  3. 1. Согласен, результаты учеников важны, но нередко у тренеров неравные возможности. У одних в силу разных причин учеников мало, причем приходят в го не лучшие и, как следствие, мало шансов воспитать сильного игрока. У других большой выбор учеников, причем приходят одни из лучших. Поясню такое мнение на странном, на первый взгляд, факте: почему лучшие игроки России появились не в Москве? Ведь в столице, естественно, собраны лучшие умы и много богатых родителей готовы оплачивать обучение. Но... 1) в столице самый широкий выбор: чему учиться и чем заняться. Поэтому все, или почти все, "лучшие" идут не в го, а в "солидное" - бизнес, политику, програмирование и т.д. 2) те, кто не имеет "высоких" целей, имеет огромный выбор видов развлечений, благо средств родителей в столице на это хватает.
    Иное дело - в провинциальных городах. Возможности войти в "элиту" мало, возможностей для перспективных и интересных дел - тоже. При небольших усилиях можно быстро оповестить большую часть населения о перспективах в го, а в условиях небольшой конкуренции, в способных учениках недостатка не будет. Поэтому, при равных профессиональных качествах тренеров, у "провинциалов" возможности выше. Возражения есть?

    2. Атмосфера - да, правильно подмечено. Но она - лишь часть профессиональных качеств тренера.
    Кто еще имеет мнения?

  4. Имеет значение способность чему-то научить не сферического коня в вакууме, а конкретного человека с его особенностями восприятия. Сюда же можно отнести умение найти тот баланс, при котором требовательность и порой жесткая критика мотивируют, но не отбивают желание.
    Так что "каждый выбирает по себе": тренер может вывести в даны меня, а некий Вася Пупкин из моей же группы застревает на уровне почти начинающих, но потом достигает дана уже под руководством другого.

  5. Да, согласен - очень важное качество тренера найти индивидуальный подход к каждому ученику. А для начала прежде суметь изучить особенности его личности. Не выявив недостатки ученика (а они иногда неявны, скрыты) можно допустить непоправимые ошибки. Был у меня такой прокол, не сумел я раскрыть талант одного ученика до его возможных успехов. Один из немногих талантов, которые попали ко мне (чисто случайно) Николай Г., обучался у меня, дважды стал призером чемпионатов Европы среди детей до 12 лет. Но буквально первая серьезная неудача в соревнованиях среди взрослых нанесла ему такой удар по самолюбию, что он почти перестал играть в соревнованиях, стал меньше заниматься и вскоре практически исчез из мира го (переключился на изучение химии, где достиг заметных успехов). Эта моя неудача как тренера, стала для меня уроком. Вывод: тренер должен быть образован и психологически.
    Какие еще качества важны тренеру?

  6. Олег Попов

    28 Дек 2016 Москва 2 кю РФГ/КГС

    Не думаю, что это в самом деле неудача. Возможно, в своей профессии, в данном случае химии, он достигнет большего именно благодаря мозговому тренингу, полученному от го. Не все должны становиться профессиональными спортсменами, согласитесь

  7. WinPooh

    28 Дек 2016 Москва 3k РФГ
    10 мес. назад исправил WinPooh

    @Олег Попов Не думаю, что это в самом деле неудача. Возможно, в своей профессии, в данном случае химии, он достигнет большего именно благодаря мозговому тренингу, полученному от го. Не все должны становиться профессиональными спортсменами, согласитесь

    Можно придумать и обратный пример. Некто Адольф Шикльгрубер в 20-х годах встречает в Германии Эммануила Ласкера, узнаёт от него про игру Го, загорается энтузиазмом и уезжает для дальнейшего изучения предмета в Японию. Где благополучно и проводит остаток своей жизни, штудируя варианты тайся и надаре. PROFIT.

  8. Олег Попов

    29 Дек 2016 Москва 2 кю РФГ/КГС

    Пример обратный, но мой тезис он скорее подтверждает -- нам неизвестно, что является победой, а что поражением.
    Да и тезис-то, конечно, не мой %))))

  9. Оба примера подтверждают предположение (которое верно с большой вероятностью), что занятия го уж точно не вредны, а очень пойдут на пользу практически любому. Именно эту мысль (применительно к обсуждаемой теме) тренеру важно объяснить ученику (родителям).А также, параллельно с изучением го, тренер должен заботиться о здоровье ученика (физическом и психическом), а по возможности и нравственно-этическом. Так мы подходим к пониманию, что тренер еще и педагогом быть должен. Не слишком ли много ли от него требуется? :)

  10. 10 мес. назад удалено newbius
  11. Насчет "быть педагогом" - отчасти зависит от возраста. Взрослому с уже устоявшимися жизненными принципами это, возможно, и несущественно, достаточно совместимости этих принципов. А вот в случае детей - строго желательно. Речь, конечно, не о формальном наличии диплома, а о фактических навыках. Хотя насчет совместимости (в данном случае со взглядами родителей) - тоже нужно, чтобы не научил чему-то нежелательному (не вообще, а исключительно по их мнению). Если взрослый может как-то "фильтровать" то, что ему внушают, то для ребенка любое "перетягивание каната" со стороны важных для него людей - однозначно не на пользу.

  12. Значение педагогического воспитания существенно важнее при обучении детей, спору нет. Но в любом возрасте есть много направлений совершенствования. И тренер может подсказать и предложить что-то попробовать (медитацию, здоровое питание...), используя го в качестве инструмента (самопознания, развития личности...).
    А недавно я придумал, возможно интересную и новую идею в обучении го: что если в обучении ученика будут участвовать двое - профессиональный игрок и профессиональный тренер? Наверняка "дуэт" будет иметь заметные преимущества перед "одиночкой" (будь то игрок профи или тренер) - ведь от каждого из двух ученик получит то, что тот умеет делать лучше другого. Как считаете?

  13. Пока учитель на голову сильнее, не факт, что есть разница. А вот когда ученик догоняет или уже обошел, идея однозначно нравится. Тогда мастеру отводится роль эксперта и спарринг-партнера, а внимание учителя больше сосредотачивается на организационных и "околоспортивных" моментах.

  14. Олег Попов

    17 Янв 2017 Москва 2 кю РФГ/КГС
    10 мес. назад исправил Олег Попов

    мне одному кажется, что иметь на одного ученика двух преподавателей, профи и тренера, будет очень дорогое удовольствие?

  15. Надо полагать, речь идет об учебной группе, а то и о школе, где таких групп несколько. В этом случае двое ведущих - не так уж и жирно.

  16. 9 мес. назад

    Мы с Марией Захарченко (1-й про) решили попробовать - в качестве эксперимента. Задачи про: провести полную диагностику ученика (его сильные и слабые стороны и т.п.), последующая коррекция приоритетов по мере роста мастерства, игра с разбором. Задачи тренера: развитие необходимых качеств, подтягивание и устранение "слабых" мест, теоретическая подготовка. Помогите в совете: чем еще про может помочь в обучении лучше тренера?
    И есть ли замечания, советы по нашему сайту: http://gogame-academy.byethost7.com/
    Собираемся скоро открыть его.

  17. Бывшая ученица в роли мастера - однозначно плюс, при прочих равных совершенно другой уровень взаимопонимания.
    Лучше тренера - разве что в той самой теоретической подготовке, но только где-то с уровня дана. Точнее, в первую очередь - что появилось нового, а что из ранее считавшегося общепринятым опровергнуто и вышло из употребления.
    По сайту - навскидку просится форматирование позаимствованных статей (сейчас они сплошняком - без выделения заголовков и т.п.). Также, возможно, не помешают короткие примечания к некоторым содержащимся в этих статьях терминам го: если кому-то на сайте нужны правила игры, то без таких примечаний там будут непонятные места.

  18. Спасибо за советы, Вадим! Буду благодарен и за другие советы (например: на каких ресурсах стоит разместить ссылку сайта). Знаю группу "Пространство Го" в ВКонтакте, а где еще есть русскоязычные любители Го?

  19. Олег Попов

    3 Фев 2017 Москва 2 кю РФГ/КГС
    9 мес. назад исправил Олег Попов

    Ещё форум РФГ http://gofederation.ru/board , я думаю, будет неплохим местом для вашей ссылки

  20. Спасибо! Если когда-то где-то будут организованы открытые онлайн-мероприятия (типа разбор партии или лекции) - сообщайте, мы с Машей попробуем поучаствовать.

 

или зарегистрируйтесь чтобы комментировать!